blogkadrovika (blogkadrovika) wrote,
blogkadrovika
blogkadrovika

Category:

Как пожаловаться в вышестоящий налоговый орган с 2020 года



У юридических и физических лиц — плательщиков налогов и налоговых агентов — есть право на обжалование неправомерно совершаемых в отношении них действий (или бездействия) ИФНС ([cplink params="req=doc&base=LAW&n=344074&dst=101268&date=19.03.2020"]ст. 137[/cplink] НК РФ). Жаловаться в этом случае предстоит, прежде всего, в вышестоящую налоговую инстанцию. О том, как составляется и подается такая жалоба в 2020 году, — в нашем материале.

Содержание жалобы на ИФНС


Жалоба на действия (бездействие) налогового органа обязательно оформляется письменно и подписывается ее подателем. Текст обращения должен содержать ([cplink params="req=doc&base=LAW&n=344074&dst=2531&date=19.03.2020"]п. 2 ст. 139.2[/cplink] НК РФ):

  • наименование юрлица (или Ф. И. О. физлица-плательщика налогов) и адрес его места нахождения (жительства);

  • реквизиты обжалуемого документа;

  • название ИФНС, оформившей обжалуемый документ;

  • указание на основания нарушения;

  • перечень требований, исполнение которых удовлетворит подателя;

  • способ направления ответа на жалобу.


Дополняющими его материалами могут стать ([cplink params="req=doc&base=LAW&n=344074&dst=2537&date=19.03.2020"]п. 3-5 ст. 139.2[/cplink] НК РФ):

  • номера телефонов и адрес электронной почты для оперативной связи;

  • документы на полномочия представителя (если жалоба подается через него);

  • документы, обосновывающие точку зрения подателя, изложенную в обращении.


Обжалуемый документ может быть уже вступившим в силу. Его исполнение при подаче жалобы будет продолжено, но эту процедуру можно приостановить по заявлению жалующегося лица, поданному одновременно с жалобой и с оформленной на сумму налоговых платежей, указанную в обжалуемом решении (уведомлении), банковской гарантией ([cplink params="req=doc&base=LAW&n=344074&dst=3649&date=19.03.2020"]п. 5 ст. 138[/cplink] НК РФ).

Процедура подачи налоговых жалоб в 2020 году


Несмотря на то, что жалоба адресуется в вышестоящий налоговый орган, подать ее следует в ИФНС, сформировавшую обжалуемый документ ([cplink params="req=doc&base=LAW&n=344074&dst=2518&date=19.03.2020"]п. 1 ст. 139[/cplink], [cplink params="req=doc&base=LAW&n=344074&dst=2525&date=19.03.2020"]п. 1 ст. 139.1[/cplink] НК РФ). ИФНС, на которую жалуются, должна дополнить его имеющимися у нее материалами и не позднее чем по истечении 3 рабочих дней направить в вышестоящую инстанцию.

Способом направления жалобы может стать ([cplink params="req=doc&base=LAW&n=344074&dst=2530&date=19.03.2020"]п. 1 ст. 139.2[/cplink] НК РФ):

  • подача документа лично или через представителя;

  • пересылка его почтовым отправлением:

  • отправка по ТКС или передача посредством личного кабинета плательщика налогов.


Срок, в течение которого подается жалоба на действия (бездействие) ИФНС, составляет 12 месяцев со дня, в котором налогоплательщик узнал о нарушении своих прав ([cplink params="req=doc&base=LAW&n=344074&dst=2519&date=19.03.2020"]п. 2 ст. 139[/cplink] НК РФ).

Жалоба не будет рассматриваться, если ([cplink params="req=doc&base=LAW&n=344074&dst=2542&date=19.03.2020"]п. 1 ст. 139.3[/cplink] НК РФ):

  • нарушен порядок ее подачи;

  • в ней не указаны реквизиты оспариваемого документа;

  • истек срок обращения по ней и не имеется оснований для его восстановления;

  • до принятия решения по ней жалоба отозвана налогоплательщиком или ИФНС устранила допущенные нарушения;

  • в отношении обжалуемого документа уже имеется принятая к рассмотрению жалоба.


Отказ в рассмотрении не служит препятствием для повторного направления жалобы, если он не связан с ее отзывом или с наличием ранее поданного по тем же основаниям обращения.

Форма документа для жалобы на ИФНС


Определенной формы для жалобы до 2020 года не имелось: ее можно было оформить как обычное письменное обращение:

  • указав, от кого и кому оно адресовано,

  • включив в него установленные НК РФ обязательные реквизиты,

  • подписав и зарегистрировав документ.


Однако в 2020 году (с 30.04.2020) начинает действовать [cplink params="req=doc&base=LAW&n=344275&dst=1000000001&date=19.03.2020"]Приказ ФНС России от 20.12.2019 № ММВ-7-9/645@[/cplink], которым утверждены:

  • бланк бумажного варианта жалобы (форма по КНД 1110121);

  • формат для жалобы, подаваемой электронно;

  • формат для электронного решения, принятого по жалобе;

  • порядок электронного обмена документами, связанными с жалобой;

  • порядок заполнения бланка жалобы.


Утвержденные Приказом № ММВ-7-9/645@ правила обмена документами касаются только того документооборота, который осуществляется посредством ТКС.

Для физлиц, направляющих жалобу через личный кабинет, действует порядок, введенный [cplink params="req=doc&base=LAW&n=312430&dst=1000000001&date=19.03.2020"]Приказом ФНС от 22.08.2017 № ММВ-7-17/617@[/cplink]. Но форма бланка для обоих порядков с 30.04.2020 становится единой.

Включение жалоб в электронный документооборот, осуществляемый посредством ТКС, позволяет:

  • заверять этот документ усиленной квалифицированной электронной подписью подателя;

  • направлять электронно не только саму жалобу, но и прилагаемые к ней документы или сведения о них (например, информацию о доверенности, выданной представителю)

  • получать (в течение 1 рабочего дня) электронную квитанцию, свидетельствующую о поступлении жалобы в ИФНС или об отказе в ее приеме;

  • получать электронно решение, принятое по жалобе.


Бланк бумажного варианта жалобы представляет собой структурированный набор обязательных для этого документа сведений, часть которых отображается в виде выбираемого при его заполнении цифровых кодов.

К числу кодируемых относятся:

  • вид обжалуемого документа;

  • способ получения решения по жалобе;

  • вид жалобы;

  • тип подающего жалобу лица.


Прочая информация вносится в бланк от руки или машинописным способом в поля, отведенные для отражения каждого реквизита.

Жалоба в ИФНС стр. 1


Бланк жалобы в вышестоящую ФНС образца 2020 года Скачать

Подводим итоги



  • Неправомерные действия или бездействие ИФНС могут быть обжалованы налогоплательщиком (налоговым агентом) в вышестоящую налоговую инстанцию.

  • Жалоба представляет собой документ, обязательно оформляемый письменно с включением в текст законодательно определенных сведений. При необходимости перечень сведений может расширяться.

  • Жалоба направляется в ту ИФНС, на которую жалуется податель. ИФНС должна присоединить к этому документу свои материалы и передать весь комплект в вышестоящий орган, которому адресована жалоба.

  • Для передачи жалобы используются обычные способы взаимодействия с налоговым органом (лично, почтой, по ТКС, через личный кабинет). Для 2020 года новинкой стали появление электронного формата жалобы для взаимодействия с ИФНС посредством ТКС и введение бланка этого документа (начинают действовать с 30.04.2020). Бланк следует применять при любом варианте обращения (в т. ч. через личный кабинет).


Tags: 2020, жалоба, фнс
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments