
Подать жалобу на ИФНС можно не только на бумаге, но и в электронной форме. Главное — соблюсти установленный законом порядок. Рассмотрим, какие особенности нужно учесть при подаче электронной жалобы в 2020 году.
Правила подачи электронной жалобы на ИФНС в 2020 году
Общие правила обжалования актов налогового органа и его неправомерных действий (бездействия) приведены в [cplink params="req=doc&ts=637537232089781845669
Ознакомиться с порядком обжалования более детально можно в статье «Как написать жалобу на ИФНС в 2020 году: образец».
При подаче жалобы на ИФНС в электронном виде в 2020 году необходимо учесть следующее:
- Срок подачи жалобы зависит от того, что обжалуется:
- для подачи апелляционной жалобы (на решение ИФНС, не вступившее в силу) — 1 месяц;
- для обжалования решения УФНС (если УФНС отказало в полном или частичном удовлетворении жалобы на ИФНС) — 3 месяца;
- для подачи жалобы на неправомерные действия (бездействие) должностных лиц налогового органа и решений ИФНС, вступивших в силу, — 1 год.
- Жалоба на ИФНС составляется в адрес УФНС, но подается в ту ИФНС, действия (решение) которой обжалуются. Миновать стадию досудебного обжалования и подать ее сразу в суд нельзя.
- Порядок, форма и формат направления в ИФНС жалобы в электронной форме приведены в [cplink params="req=doc&ts=637537232089781845669
06595&cacheid=68DF58892DED49E2A0DDBBA924 FF4484&mode=splus&base=LAW&n=344275&rnd=D 6F4F17FA4D94F56533685D2771C3360#1qe7wosv jk9"]Приказе ФНС России от 20.12.2019 № ММВ-7-9/645@[/cplink]. Он вступает в силу с 30.04.2020. - Жалобу в электронной форме можно подать через личный кабинет на сайте ФНС РФ или по ТКС через операторов электронного документооборота (ЭДО).
- Жалоба, подаваемая по ТКС, подписывается усиленной квалифицированной электронной цифровой подписью и передается в ИФНС в зашифрованном виде.
- Датой подачи жалобы в электронной форме считается дата, указанная в подтверждении, полученном от оператора ЭДО при приеме жалобы. А датой получения жалобы ИФНС —дата, отраженная в квитанции, полученной от налогового органа.
- ИФНС откажет в приеме жалобы, если она:
- не соответствует утвержденном формату;
- направлена не в ту ИФНС, действия (решение) которой обжалуются;
- подписана чужой ЭЦП;
- направлена представителем, если он не приложил к жалобе сообщение о представительстве.
- При направлении жалобы в электронной форме дублировать ее дополнительно на бумаге не нужно.
- Если налоговый орган отказал в приеме жалобы, вы имеете право подать ее повторно после устранения всех замечаний.
- Жалобу можно отозвать до того момента, пока УФНС не вынесет по ней решение, но повторно ее подать по тем же основаниям не получится.
- Порядок составления жалобы в электронной форме подробно описан в [cplink params="req=doc&ts=637537232089781845669
06595&cacheid=68DF58892DED49E2A0DDBBA924 FF4484&mode=splus&base=LAW&n=344275&rnd=D 6F4F17FA4D94F56533685D2771C3360#1kwt6bbm jx4"]Приложении № 5 к Приказу ФНС РФ № ММВ-7-9/645@[/cplink]. В целом он одинаков и для бумажного формата жалобы, и для электронного. Единственное отличие состоит в том, что при заполнении строк «Основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены» и «Требования лица, подающего жалобу» установлено ограничение в 2 000 символов.
Если в 2 000 знаков вы не укладываетесь, в этих строках укажите краткую информацию, а все остальные сведения изложите в отдельном документе, отсканируйте его и приложите к жалобе.
Порядок подачи и рассмотрения электронной жалобы на ИФНС
Шаг 1. Составление жалобы
Жалоба составляется по форме, приведенной в [cplink params="req=doc&ts=637537232089781845669
С порядком заполнения жалобы вы можете ознакомиться здесь.


Бланк жалобы на ИФНС (рекомендованная форма) Скачать
Шаг 2. Подписание жалобы усиленной квалифицированной ЭЦП
Узнать подробнее об ЭЦП вы можете в наших статьях:
- Что из себя представляет электронная подпись и для чего она нужна, вы можете узнать в этой статье.
- Как оформить сертификат ЭЦП можно узнать здесь.
Шаг 3. Направление жалобы по ТКС
После того как жалоба будет подписана ЭЦП, ее нужно передать оператору ЭДО для отправки в ИФНС. В течение 1 рабочего дня от оператора должно поступить подтверждение даты отправки электронного документа и квитанция о его приеме (отказе в приеме).
Шаг 4. Передача жалобы в УФНС
В течение 3 рабочих дней с даты получения жалобы по ТКС налоговая инспекция передаст ее на рассмотрение в вышестоящий налоговый орган — Управление ФНС. УФНС после вынесения решения по жалобе в течение 2 рабочих дней обязано «спустить» его обратно ИФНС.
Шаг 5. Получение решения от ИФНС
ИФНС в течение 1 рабочего дня с даты получения решения от УФНС обязана передать его налогоплательщику.
Вы также можете скачать [cplink params="req=doc&ts=48268677206560813388800668&cacheid=844B03699994715B766D0D3B04 2A89E7&mode=splus&base=DOF&n=91957&rnd=D 6F4F17FA4D94F56533685D2771C3360#4wk8snqb 70o"]образец жалобы[/cplink] в вышестоящий налоговый орган на сайте К+.
Подводим итоги
- Жалоба в электронной форме направляется в ИФНС либо через личный кабинет на сайте ФНС, либо по ТКС через операторов ЭДО.
- Форма, формат и порядок заполнения жалобы в электронной форме утверждены [cplink params="req=doc&ts=637537232089781845669
06595&cacheid=68DF58892DED49E2A0DDBBA924 FF4484&mode=splus&base=LAW&n=344275&rnd=D 6F4F17FA4D94F56533685D2771C3360#3cj4xt2h oas"]Приказом ФНС РФ № ММВ-7-9/645@[/cplink]. - Жалоба, направляемая в ИФНС по ТКС, должна быть подписана усиленной квалифицированной ЭЦП.
- Электронная жалоба считается принятой ИФНС после получения от нее соответствующей квитанции.