blogkadrovika (blogkadrovika) wrote,
blogkadrovika
blogkadrovika

Categories:

Бухгалтерский учет в связи с коронавирусом в 2020 году



В 2020 году из-за распространения коронавирусной инфекции предприятия понесли внеплановые убытки. Все, что происходит в этом году, даже бухгалтерам с 40-летним стажем в новинку: не каждый сообразит, как правильно отразить «коронавирусные» затраты. Порядок учета нововведений разъяснил Минфин в Письме от 15.07.2020 № 14/2020.

Расходы на защиту персонала в связи с коронавирусом


ТК РФ обязывает предприятия обеспечивать безопасность сотрудников на рабочих местах. В пандемию бизнесмены за свой счет купили:

  • маски, перчатки, антисептики;

  • градусники для измерения температуры;

  • дезинфицирующие средства.


[cppost-2-banner type="1" descr="В Консультант Плюс есть вся информация по АНТИКРИЗИСНЫМ МЕРАМ" info="Узнайте, какие льготы может получить любая компания или ИП" linktext="Оформите доступ на 2 дня" linkurl="https://login.consultant.ru/demo-access/?utm_campaign=demo-acces&utm_source=kadrovik&utm_medium=banner&utm_content=registration&utm_term=article"/]

Если в организации появлялся зараженный, руководство оплачивало тестирование остальных работников на наличие COVID-19 и услуги службы, проводившей дезинфекцию.

Некоторые регионы обязали проводить обследование персонала. Например, в Москве с 1 июня 2020 года предприятия, открытые для посещения, каждые 15 дней организуют забор анализов минимум у 10% своих работников. А в Оренбурге проверяют только вернувшихся из командировок. Услуги лабораторий оплачивает владелец фирмы.

Некоторые заключают договоры на постоянное обследование работников, а кто-то просто компенсирует им оплату за анализ. При этом цена одного теста в столице составляет 2 300-4 200 руб. В крупных компаниях затраты достигают миллионов.

Часть сотрудников переведены на «удаленку», и нужно оплачивать связь с ними — счета провайдера за интернет, телефон. Тем, кто вынужден присутствовать на рабочих местах, организовали доставку до предприятия и домой собственным или наемным транспортом. Топливо и услуги перевозчика также оплачиваются за счет фирмы.

В Письме № 14/2020 Минфин поясняет, что все эти затраты можно включить в расходы по обычным видам деятельности, а именно:

  • оплату услуг по проведению тестов на коронавирус и иммунитет к нему;

  • оплату услуг по дезинфекции рабочих помещений;

  • оплату услуг по обеспечению связи с дистанционными работниками;

  • оплату услуг по доставке работников до места работы и обратно.


Главное — иметь документальное подтверждение: договор с медцентром, авансовые отчеты работников, закупающих материалы и т. д.
Деньги, возмещенные работникам за прохождение тестирования, их доходом не являются и не облагаются НДФЛ ([cplink params="req=doc&base=QSA&n=195952&dst=100004&date=29.07.2020"]Письмо Минфина от 25.06.2020 № 03-03-07/54757)[/cplink]. А вот страховые взносы на них начисляются ([cplink params="req=doc&base=RZR&n=357162&dst=13430&date=29.07.2020"]ст. 422 НК РФ[/cplink]).

Бухгалтерский учет «коронавирусных» расходов


Какую корреспонденцию счетов выбрать, зависит от того, как проходило исследование. Если работники тестировались организованно, то проводки будут такими:

  • оплачен аванс за услуги лаборатории — Дт 60 Кт 51;

  • затраты на тестирование учтены после получения результатов — Дт 20 (26, 44) Кт 60.


А когда работники сдавали анализы самостоятельно, и организация возместила им затраты, то корреспонденции выглядят иначе:

  • стоимость тестирования учтена в затратах — Дт 20 (26, 44) Кт 73;

  • начислены страховые взносы с компенсации, выплаченной работнику — Дт 20 (26, 44) Кт 69;

  • деньги выданы (перечислены) сотруднику — Дт 73 Кт 50 (51).


Маски, перчатки, санитайзеры и прочие предметы, купленные для защиты от вируса, относятся к материально-производственным запасам и учитываются согласно [cplink params="req=doc&base=RZR&n=199485&dst=100004&date=29.07.2020"]ПБУ 5/01[/cplink]. Оборудование, дорогостоящие приборы — это основные средства, принимаются по [cplink params="req=doc&base=RZR&n=199487&dst=100004&date=29.07.2020"]ПБУ 6/01[/cplink]. Информационные продукты, например, программное обеспечение для пропускного режима, относятся к нематериальным активам и отражаются согласно [cplink params="req=doc&base=RZR&n=199488&dst=100003&date=29.07.2020"]ПБУ 14/2007[/cplink].
Полезная информация от Консультант+ о том, какими документами подтвердить расходы и убытки из-за COVID-19

В дополнение к обычному комплекту подтверждающих документов рекомендуем оформить:

  • приказ (распоряжение) на закупку товаров (работ, услуг), который будет подтверждать, что затраты связаны именно с COVID-19.


В приказе укажите для каких именно мер, что и в каком количестве нужно купить. Можете приложить справки-расчеты, в которых вы определили нужное количество исходя из числа работников, площади офиса и т. п. ([cplink params="req=doc&base=PBI&n=262776&dst=100040&date=29.07.2020"]читать далее...[/cplink]).

Учет расходов по оплате труда и командировок


Президент обязал работодателей сохранить заработок персоналу за нерабочие дни, а также сопутствующие социальные отчисления. Минфин разрешил включить эти суммы в прочие расходы и отражать их на счете 91.

Сюда же относятся выплаты по несостоявшимся командировкам, в т. ч. по невозмещенные чеки из гостиницы и транспорта. И даже штрафы за нарушение правил, установленных в связи с угрозой распространения инфекции (несоблюдение самоизоляции, работа без масок, отсутствие дезинфекции и т. д.) относятся к прочим расходам.

Если фирма кому-то помогла (пожертвовала средства на борьбу с COVID-19, дала заболевшим деньги, купила продукты, подарила больницам медикаменты и т. д.), то также может включить эти суммы в прочие расходы.

Бухучет бюджетной помощи


В период пандемии государство выделяет пострадавшим фирмам субсидии, бюджетные кредиты. Такие средства учитываются согласно [cplink params="req=doc&base=RZR&n=317314&dst=100002&date=29.07.2020"]ПБУ 13/2000[/cplink]. Принимается поддержка по мере фактического получения или при уверенности, что средства будут получены. В последнем случае деньги отражают как целевое финансирование текущих расходов и капитальных затрат.

Порядок списания бюджетных средств:
Текущие расходы Финансирование капитальных затрат


  • В период признания расходов, на которые предоставлены средства.

  • Деньги на расходы прошлых периодов относят на увеличение финрезультата.

  • Неиспользованные средства учитывают на счете 86 до того, пока не наступят соответствующие траты




  • По мере начисления амортизации на протяжении срока использования внеоборотных амортизируемых активов или в течение признания расходов по выполнению условий предоставления помощи на приобретение внеоборотных активов, не подлежащих амортизации.

  • Целевое финансирование учитывают при вводе в эксплуатацию внеоборотных активов в качестве доходов будущих периодов с последующим отнесением в течение срока их полезного использования по мере начисления амортизации на финрезультаты



Бюджетные кредиты отражают как обычные займы. Если средства выдавались безвозмездно, но при условии соблюдения каких-либо требований, и фирма уверена, что выполнит их, то такой кредит учитывается согласно [cplink params="req=doc&base=RZR&n=317314&dst=100002&date=29.07.2020"]ПБУ 13/2000[/cplink]. При возврате недополученных доходов или финансовом возмещении затрат в связи с производством или продажей товаров, работ, услуг применяется [cplink params="req=doc&base=RZR&n=179206&dst=100004&date=29.07.2020"]ПБУ 9/99[/cplink].

НКО отражают бюджетную помощь, руководствуясь Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета, утв. [cplink params="req=doc&base=RZR&n=107972&dst=100002&date=29.07.2020"]Приказом Минфина № 94н от 31.10.2000[/cplink] (с использованием счета 86 «Целевое финансирование»).
Коммерческие организации раскрывают государственную помощь в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах, а некоммерческие — в отчете о целевом использовании средств.

Учет списанных налогов


Организации и ИП, наиболее пострадавшие от распространения коронавирусной инфекции, освобождены от уплаты налогов за 2 квартал 2020 года (кроме НДС). Они исчисляют взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование на случай временной нетрудоспособности работников и по материнству по ставке 0% за апрель, май и июнь 2020 года.

Сумма налога на прибыль, которая была бы уплаченной за 2 квартал, относится в уменьшение расходов по этому налогу ([cplink params="req=doc&base=RZR&n=313229&dst=100004&date=29.07.2020"]ПБУ 18/02[/cplink]). А другие налоги и взносы, не уплачиваемые за 2 квартал 2020, относятся в уменьшение соответствующих расходов согласно [cplink params="req=doc&base=RZR&n=179199&dst=100004&date=29.07.2020"]ПБУ 10/99[/cplink].

Подводим итоги



  • Порядок бухгалтерского учета хозяйственных операций, осуществляемых в период коронавируса, разъяснил Минфин в Письме от 15.07.2020 № 14/2020.

  • В разъяснениях приведены рекомендации по учету расходов на защиту персонала от COVID-19, оплаты труда в связи с нерабочими днями, командировочных расходов, «коронавирусных» штрафов, бюджетной помощи, а также налогов, прощенных за 2 квартал 2020 года пострадавшим от коронавируса бизнесменам.

  • Бюджетную помощь необходимо раскрыть в отчетности.


Tags: 2020, бухгалтерский учет, коронавирус, расходы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments